Социальный дискурс

Характерной чертой последних лет является социальный дискурс о прошлой, индивидуальной и групповой вине и заслугах, сделанных и пережитых. ИСТИНА СКАРЖЕНСКАЯ объясняет, почему в жизни так много людей признают свою собственную вину, горе и страдания, просят прощения и заявляют о намерениях простить причиненные обиды. Одни приносят извинения за ПОРП, другие - за «Солидарность». Жертвы массового перемещения требуют компенсации за страдания десятилетней давности, и в то же время публично озвучиваются просьбы о прощении вреда, нанесенного перемещенным немцам, украинцам и лемкам. Год назад нас тронули слова президента Квасьневского, извинившегося перед еврейским народом за преступления поляков в Едвабне, и выступление раввина Бейкера, который говорил об общем горе и необходимости прощать.
Дискуссии о вреде, причиненном и пережитом большим социальным, национальным или этническим группам, не являются нашей национальной спецификой. В разных уголках мира бушуют общественные споры об обвинении, наказании и прощении. Австралийцы обсуждают страдания, причиненные аборигенам, президент Клинтон извиняется перед американцами за свое личное поведение, а ИРА перед гражданским населением за причиненный им вред. Много говорится и пишется о вреде апартеида в Южной Африке или о страданиях перемещенных немцев..
Общественное восприятие этих дискуссий, извинений и просьб о прощении может быть самым разным. Для некоторых это ненужное вскрытие ран или проявление коллективной ответственности. Для других - «восстановление памяти», «путь к справедливости» или «возвращение к нормальной жизни и здоровью». Как это выглядит с психологической точки зрения? Для чего и почему людям и нациям нужны публичные отчеты об ошибках, извинения, выраженное сожаление и слезы и, наконец, прощение? Почему сообществам требуются годы, чтобы извиниться и получить прощение? Давайте попробуем взглянуть на процесс созревания к прощению и примирению, имея в виду социальную реакцию на преступление в Едвабне, совершенное 60 лет назад, и результаты студенческого опроса, который я провел в июне этого года вместе с Моникой Ракуса-Сошиньской..
Публичный обмен мнениями о преступлении в Едвабне показывает, насколько мы различаемся в восприятии и оценке того, что произошло и почему тогда, и, следовательно, также с точки зрения необходимости и формы выражения раскаяния или извинений. Были реконструированы события и рассказаны различные воспоминания из жизни местного сообщества. Для семей жертв, свидетелей, преступников, которые еще живы, и их семей - эти воспоминания, должно быть, были очень болезненными. Вероятно, эти люди пережили конфликт между потребностью выкрикнуть (наконец) свои страдания, боль, страх и вред и естественной потребностью убрать эти травмирующие переживания из сознания, выбросить их из памяти. С психологической точки зрения, для психического и физического здоровья этих людей открытый рассказ о пережитом (или даже воображаемом) вреде имеет терапевтическое значение. Вы должны испытать безграничную печаль, много раз рассказывать свои давно скрытые истории, чтобы взять на себя ответственность за себя и свое настоящее - таков вывод из наблюдений многих людей, которые пережили или стали свидетелями травмирующих событий..
Так почему же так много поляков не хотят публично обсуждать прошлые обиды, приносить извинения и прощать нанесенные обиды? Важной психологической причиной такого нежелания является необходимость поддерживать позитивную групповую идентичность и выгоды от принятия роли жертвы. Другая причина - специфическое, субъективное понимание справедливости как простых взаимных отношений..
Важной потребностью человека является поддержание положительного имиджа самого себя и группы, с которой он чувствует связь. Поэтому, когда мы делаем что-то не так или когда членов нашей группы обвиняют в ужасном поступке, мы пытаемся как-то это оправдать. Распространенной формой оправдания собственных проступков является принятие на себя роли жертвы, спровоцированной проступками других, стремящихся «восстановить справедливость». Даже виновные в пытках или серийных убийствах считают себя жертвами провокации. Для поляков такая форма оправдания особенно доступна познавательно, потому что мышление в категории жертв укоренилось в польской традиции. Многие современники считают себя жертвами чужого зла. Исследование Sopot Pracownia Badań Społecznych показывает, что в 1994 году только 16 процентов, а в 1998 году - 30 процентов. Поляки не пострадали. Виновники наших обид - прошлое и настоящее, старый и новый режимы, правящие и новые богатые, приватизация и отсутствие приватизации, Германия, русские и? Евреи. Для некоторых мир полностью состоит из преступников. Постоянный вред имеет несколько серьезных психологических последствий.
Во-первых, жертвы думают о какой-то форме «компенсации», возмездия, мести, о каком-то выгодном обмене ролями со своими угнетателями. Они воображают, что акт мести позволит им избавиться от собственной боли, стыда, унижения, а также от собственной беспомощности; восстановит утраченное чувство силы и важности. В свете нынешних знаний о том, что произошло в Едвабне в июле 1941 года, можно предположить, что по крайней мере некоторые жители этого города пострадали от? Евреи и возлагали на них ответственность за свои несчастья, свои семьи или соседей. Психологически не важно, кто их на самом деле обидел. Жители Едвабне обратили свой гнев и обвинили тех, кто мог безнаказанно «вершить правосудие» и в то же время получить одобрение тогдашних опасных немецких властей. Таким образом, вполне вероятно, что они совершили преступления в отместку за свой вред. Эйфория не могла длиться долго, потому что кровавая месть никогда не компенсирует нанесенный или воображаемый вред. Психологи, работающие с людьми, ставшими жертвами различных событий, включая ветеранов войны и жертв изнасилования, показывают, что люди, совершающие преступления в отместку за собственный вред, не избавляются от своих симптомов. Напротив, они страдают самыми серьезными психическими и соматическими расстройствами, которые наиболее трудно поддаются лечению (см. Льюис Джудит Херман: «Насилие. Психологические травмы и выздоровление», 1998). Лица, виновные в совершении преступления, мотивированного возмездием, становятся жертвами собственных действий. Я считаю, что это могло также иметь место в Едвабне.
Во-вторых, чувство несправедливости эгоцентрично, вызывает эгоцентричные эмоции и закрывает переживания и эмоции других. Жертвы ощущают только собственную боль, они становятся безразличными к страданиям других, пассивными. Они ожидают, что мир увидит их страдания или вред и как-нибудь их компенсирует. Нанесенный вред часто рассматривается как особый «вклад», дающий право на лучшее лечение. Это вызывает особые претензии пострадавших; они, кажется, думают, что заслуживают большего, чем другие, и что им позволено больше - потому что они несправедливо пострадали из-за других. Людей, которых называют жертвами, часто считают высокоморальными или добродетельными, признающими свое право на компенсацию и финансовое возмещение. Они также пользуются сочувствием и поддержкой общественности. Моральные причины обычно на стороне потерпевших. Пострадавшие думают, что им не нужно сильно стараться, чтобы победить в жизненном соревновании с другими; они могут быть пассивными, потому что они «пострадали» - и для них это своего рода моральное вложение. Другими словами, принятие роли жертвы может принести вам некоторые награды, от которых вы не хотите отказываться. А ожидание прибыли от роли жертвы затрудняет прощение виновных. Более того, иногда это вызывает агрессию со стороны сторонних наблюдателей или тех, против кого жертва предъявляет претензии; тогда это скорее самооправдание, чем эффективный способ улучшить свою судьбу.
В-третьих, принятие на себя роли жертвы связано с недоверием к миру. Люди, которые постоянно испытывают чувство вреда, подозревают, что манипуляции, дурные намерения и ложь проявляются на каждом шагу. Между тем, известно, что социальное доверие является ценным элементом социального капитала: оно повышает социальную активность, стимулирует творчество и инновации и является фактором развития личности и общества. Низкое социальное доверие значительно снижает качество жизни. Недоверие также является производным от неуверенности в себе, выражением собственной неспособности удовлетворить требования момента, упущения некоторых важных действий для других или собственной неэффективности в этом отношении. Беспомощные свидетели массового убийства могут чувствовать себя виноватыми, потому что считают, что потерпели неудачу: они не помогли жертвам. Поскольку они не могут доверять себе, они также не доверяют другим.
Наша героическая интерпретация истории дала много доказательств того, что мы - нация мучеников, жертв международных заговоров и игры иностранных интересов. Опыт Едвабне говорит нам, что мы были не только жертвами, но и виновниками причинения вреда. Мы можем не только страдать для миллионов, но и причинять ужасные страдания другим. Обсуждение того, что произошло 60 лет назад, может помочь нам освободиться от социальной идентификации поляка с ролью жертвы. Современные жители Едвабне также могут получить психологическую пользу, рассказывая свои истории и свои эмоции сегодня, если они смотрят на эти истории с разных точек зрения. Получается, что в контактах между людьми, социальными группами и большими сообществами - жертвы и преступники часто являются одними и теми же людьми. Когда сами жители Едвабне перестанут чувствовать себя жертвами любопытных журналистов и других неопознанных заговоров, они лучше поймут, что произошло 60 лет назад в их городе. Может быть, им будет легче жить, когда они увидят вину виновных в преступлении, боль жертв и возможность участвовать в построении лучшего общества.....
www.pinterest.ru/pin/809662839254257349
www.pinterest.com/pin/607563805975821353
trm37.ru/club/user/1205/blog/4133/
www.pinterest.fr/pin/773000723537599816
www.proplitku.by/forum/viewtopic.php?f=31&t=1149
www.pinterest.com/pin/786933734886380246
www.agah.ru/forum/index.php?action=profile;u=8449
www.pinterest.com/pin/596727019374192813
forum.trade-print.ru/member.php?u=31990
www.pinterest.fr/pin/773000723538042045
www.auto-byd.ru/modules.php?name=Your_Account&op=userinfo&username=jammaurtylaxz
samaramed.ru/advert/services/info_7023.html
www.pinterest.com/pin/607563805976118728
gerasimov.org/forum/profile.php?mode=viewprofile&u=52741
catalog.rukotvorniy.ru/item15735.html
www.pinterest.com/pin/778348748094862144
www.pinterest.com/pin/609111918348854317
www.litprichal.ru/users/ghjaatruykl/info.php
www.pinterest.com/pin/596727019373959678
tsushima.su/forums/profile.php?id=10709
www.hyundai-i20-club.ru/forum/member.php?u=3866&vmid=1074

Комментарии